10 падений Уолтера Уайта в сериале «Во все тяжкие»

Большая часть телевизионных драм – будь то «Клан Сопрано», «Безумцы», «Игра престолов», «Звездный крейсер Галактика» или «Твин Пикс» – строится вокруг центрального персонажа и его морального кодекса, и драматический эффект достигается столкновением принципов этого кодекса и суровых реалий. Сериал «Во все тяжкие», новый сезон которого стартовал 15 июля, развивается иначе. Благообразный учитель химии Уолтер Уайт узнает, что он болен раком. Чтобы попытаться обеспечить финансовое будущее своей семьи, он решается на аферу: вместе с бывшим учеником Джесси Пинкманом они запускают производство кристаллического метамфетамина. Разумеется, учитель вынужден отбросить свой прежний моральный кодекс ко всем чертям и нырнуть в омут с головой. Вопрос в том, как далеко он зайдет?

Шляпа Хайзенберга

Шляпа Хайзенберга

Наш список – ответ на этот вопрос. Расположенные в хронологическом порядке от пилотной серии до последнего на сегодняшний день эпизода (ОСТОРОЖНО: спойлеры), эти вехи помечают путь Уайта от мягкосердечного семьянина к хладнокровному убийце.

Попытка застрелиться (первый сезон, первая серия)

Все начинается с конца. В первой сцене сериала Уолтер Уайт в одном нижнем белье стоит посреди пустыни и слезно прощается с семьей, записывая себя на камеру. Попав в историю с наркодилерами, Уолтер не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Запятнанная репутация, руки в крови, полиция на хвосте – таким представляется Уайту положение дел, и он одновременно прав и не прав. Он, конечно, выберется из этой передряги, но, будем честны — и для него, и для многих других людей было бы лучше, если бы все закончилось именно там.

Убийство Крейзи-8 (первый сезон, третья серия)

Для многих из нас ситуация «убей или будь убит» – сюжет ночного кошмара. Для Уолтера Уайта – скорее образ жизни. По крайней мере, ему очень хотелось найти причину не убивать пленного наркодилера Крейзи 8. Итог его размышлений стал печальным для последнего: попытавшись заколоть Уолта при помощи осколка тарелки, Крейзи 8 вынуждает его убить из принципа самозащиты. Технически термин не совсем верен: жертва была прикована наручниками, да и нападение происходило со спины, но все же. Поступок Уолта можно понять, однако убийство – все равно шаг к точке невозврата.

Взрыв (первый сезон, шестой эпизод)

Целясь высоко можно попасть очень низко. Вот пример: конфронтация Уолта и Туко, наркодилера, избившего и обокравшего Джесси. На первый взгляд, это благородный поступок, кроме того он ознаменовал появление альтер-эго Уолтера в шляпе – Хайзенберга – и продемонстрировал, что Уолт прилично управляется с взрывоопасным фульминатом ртути. Уолт ликует подобно хищнику, издающему кровожадный рык над поверженной жертвой. Но триумф Хайзенберга – трагедия для человека, которым Уолт был раньше: и его наслаждение моментом говорит о том, что где-то внутри него всегда жила темная сторона, ожидавшая своего часа.

Прощание с Джейн (второй сезон, двенадцатый эпизод)

У Уолтера Уайта, безусловно, были причины желать Джейн скорейшей кончины: ее талант к созданию проблем рано или поздно разрушил бы жизнь Джесси, да и угрозы рассказать все семье Уолта не добавляли ей очков в его глазах. Однако едва ли он мог ожидать, что ему самому придется стать свидетелем ее смерти. Наблюдая, как она задыхается в собственной рвоте, Уолтер борется с инстинктивным желанием помочь ей, прекрасно понимая, что это не просто замешательство, но осознанный выбор.

Глава семьи (третий сезон, третий эпизод)

Тайная жизнь Уолта становится явной для его семьи, и его жена, Скайлер, требует развод в обмен на молчание. Едва ли впечатления от эпизодов с убийствами и насилием могут сравниться с гадким ощущением, которое остается после сцен, где Уолт силой возвращается в дом и в жизнь своих близких. Он не боится угроз жены, так как понимает, что они не более чем блеф: признайся она во всем, ее жизнь была бы также разрушена. Что хуже, Уолтер использует ее бессилие, чтобы выставить себя в выгодном свете в глазах сына. Если в эти моменты вы не испытываете желания врезать Уолту прямо по самоуверенной роже, то у вас поистине стальные нервы.

Наезд (третий сезон, двенадцатый эпизод)

Обстановка и так была накалена до предела: Джесси собирается отомстить двум дилерам, убившим младшего брата его новой девушки. На пике событий Уолтер появляется как черт из табакерки: внезапно выскочив на своем RV, он сбивает наркодилеров на полном ходу, позже добив выстрелами того, кому «повезло» остаться в живых. Эта сцена – еще один шаг к пропасти. Для человека, однажды записавшего в заметке «Убивать – неправильно», разделаться с парой негодяев, означает уничтожить частичку своей души. Фактически, это было и убийство, и самоубийство одновременно.

Убрать Гейла (третий сезон, пятнадцатый эпизод)

Помните те счастливые и далекие дни, когда Уолт не хотел, чтобы Джесси запятнал руки кровью? Так вот, они позади. Попав в ситуацию «или он, или мы», Уолт и Джесси вынуждены планировать убийство Гейла, предполагаемую замену Уолтера на «кухне». Изначально грязную работу должен был сделать сам Уолт, однако сложные хитросплетения сюжета, и в частности, указ его подельника, заставили Джесси взяться за оружие. Совершив это преступление, Джесси едва ли будет прежним, но что еще важнее: он не забудет, кто именно подтолкнул его спустить курок.

Кость в кость (четвертый сезон, девятый эпизод)

Зрелищная рукопашная один на один – добрая традиция остросюжетных сериалов. Вспомнить хотя бы Тони Сопрано и Ральфа Сифаретто в «Клане Сопрано» или Джека Шепарда и любого мужского персонажа «Остаться в живых». У драки Уолтера и Джесси, в отличие от прочих, нет катарсиса: скорее, она подводит черту, за которой Уолт остается совсем один, потеряв последнего человека, которому он мог доверять. Ему предстоит пожертвовать многим, чтобы попытаться все вернуть.

На дне (четвертый сезон, одиннадцатый эпизод)

Когда последний шанс уладить дела с боссом наркодилеров Гусом вылетает в трубу, Уолтер находит человека, который может помочь ему и его семье «исчезнуть». Он спускается в подвал, где хранит накопленные деньги, однако обнаруживает, что их не хватает: часть денег Скайлер отдала своему бывшему любовнику и по совместительству боссу, чтобы решить проблему с налогами. Пожалуй, это один из самых жутких моментов в сериале: доведенный до полубезумия, отчаявшийся Уолтер лежит на дне подвала и истерически хохочет, осознавая каким адом обернулась его жизнь. Напряжение сцене добавляет индустриальный саундтрек Дэйва Портера и движение камеры, которая, кажется, стремится поскорее покинуть жуткий подвал и нашего сломленного антигероя.

«Я победил» (четвертый сезон, тринадцатый эпизод)

Мы знаем, что Уолтер способен на многое, но как на счет попыток отравить ребенка? Три слова – «ландыш» (послуживший ядом) и «я победил» – подводят черту под окончательным превращением героя сериала в главного злодея. Уолтер готов пойти на все, чтобы переломить ход его личной войны с Гусом в свою пользу. Даже отравить ребенка подруги Джесси, чтобы убедить последнего: все это коварный план Гуса, чтобы рассорить их. До этого момент все жертвы Уолта мешали ему в той или иной степени, однако маленький Брок был всего лишь невинной жертвой, предусмотренной его стратегией. Пожалуй, ниже опальный учитель химии еще не падал. Даже если принять на веру, что знания помогли ему использовать нелетальную дозу препарата, для Брока и его близких это едва ли бы стало утешением. Так или иначе, все они – всего лишь пешки в игре наркопрестолов. Уолт убирает Гуса. Король мертв. Да здравствует король.

rollingstone.ru

2 Comments

  1. Шура 05.05.2017 21:41 Ответить

    Да сюжет с Броком, ландышем и сигаретой — полностью шизоидная америкосовская чушь.

    Даже время не синхронизируется — ну просто некогда было тов. Вайту (скажем, утром он был в пустыне, а ведь оттуда в город его никто не подвозил за неимением лепших друзей в той компании, и вообще — в тот момент у него было весьма неплохое положение — его явно никто не собирался обижать — зачем, если сам босс пощадил на вполне разумных условиях?) и его гипотетическим подельникам (они и сами в этот момент паковали чумаданы, а добрался он к ним не ранее полудня.) всё это проделать, а главное — ЗАЧЕМ???

    Да и трудно мне представить тов. Джэсси, мужественно отказывающегося весь день от курения…

    Ну и ещё один буг со временем — отравили, типа, ягодами, а показан цветущий ландыш, так что ещё пару-тройку месяцев сценаристу никак не хватает.

  2. Шура 05.05.2017 23:00 Ответить

    Ну, ещё забавные моменты со временем в тот странный день — тов. Вайт трещит по телефону с роднёй свояка, у него, судя по положению солнца — полдень, а у них — часов 7 вечера.

    Его напарник после одного из таких вечерних разговоров выезжает в прачечную, и тоже оказывается там в полдень!

    Бедный Джэсси — он утром переложил сигарету в новую пачку, а закурил только ночью (перед входом в больницу)!!!

    И главное — после возвращения от тов. Соула (когда???!!! Поехал к нему часов в 8 вечера, а прибыл часа в 3 того же дня) долго лежал дома на кушетке, вертел зажигалку, а закурить так и не собрался..

    Ну не видел я наркоманов, обладавших столь нечеловеческой силой воли…

    И прыжки тов. Вайта непонятны, особенно когда он резко схватил руку тов. Джэсси, в которой тот держал револьвер, и аж злобно притянул к своему лбу. Вот был бы я на месте тов. Джэсси — от таких резких движений невольно дёрнул бы спусковой крючок.

    Не, главный герой в этом эпохальном произведении, пожалуй, именно Джэсси — уж никто другой не перенёс бы столько издевательств, оставаясь, в общем, неплохим парнем.

    Хотя шиза не пощадила и его — даже зная, что Брок отравлен именно ягодами ландыша, весь остаток фильма всё равно третирует беднягу Вайта четвероклятой сигаретой с рицином.

    А вот свояка тов. Вайта ни капельки не жаль — Вайт аж весь извертелся на пупе (даже всем своим баблом подписался, уже после того, как стало окончательно ясно, что это за крендель…), стараясь спасти этого идиота, а у того — ни единого родственного чувства…

    И бедняге (не, ну он противный, но не настолько же…) Виктору уж совсем непонятно зачем сонную артерию перерезали…

    Не, фильм — да, зрелищный, но это и всё.

    Хаотический набор выпендрёжных картинок. Никого ничему не учит, либо учит какому-то безумию.

Добавить комментарий для Шура Отменить ответ